Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Введение

Внешнеэкономическая деятельность является частью хозяйственной деятельности любой фирмы, возникающей с выходом последней на внешний рынок и вовлечением ее в международные экономические отношения.
Внешнеэкономическая деятельность представлена куплей и продажей товаров, технических знаний и опыта, оказанием услуг производственного характера. Необходимой предпосылкой и обязательным условием осуществления внешнеэкономической деятельности является также выполнение целого ряда операций, связанных с продвижением товара от продавца к покупателю, таких как транспортные, страховые, расчетные.
Во внешнеэкономическую деятельность вовлечены многие хозяйствующие субъекты, так или иначе связанные с внешним рынком. В первую очередь к ним относятся фирмы, деятельность которых направлена на производство экспортной продукции. Кроме того, это фирмы, осуществляющие посредническую деятельность, а также страховые, финансово-кредитные, транспортные организации.
Эффективность осуществления внешнеэкономической деятельности зависит от правильного составления внешнеторговых контрактов, определения цен, условий поставок, расчета таможенных платежей, знания основ международных расчетов и международных транспортных перевозок.

 

Тема 1. Сущность и формы внешнеэкономической деятельности

 Мировой рынок – это высокоразвитая сфера товарного обмена между странами, основанная  на международном разделении труда.
Внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно–технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказания услуг и совместное предпринимательство.
К основным формам внешнеэкономических связей относятся:
– торговля;
– совместное предпринимательство;
– оказание услуг;
– сотрудничество, содействие.

 

Тема 2. Внешнеторговые операции

Внешнеторговая операция – это комплекс действий участников торгового процесса, представляющих разные страны, с целью осуществления торгового обмена. При этом участников торгового процесса(контрагентов) должно быть не менее двух: продавец и покупатель.
Эффективность экспортно-импортных операций позволяет выявить и количественно оценить причины успехов и неудач, помогает принять правильные решения, оптимизировать экономические показатели. Осуществить это возможно с использованием следующей методики анализа эффективности экспортно-импортных операций, которая предусматривает:
–– анализ импорта товаров на условиях коммерческого кредита;
–– анализ эффективности экспортных операций;
–– анализ эффективности отдачи средств, вложенных в экспортные операции.

 

Тема 3. Виды посредников в международной торговле

Привлечение посредников способствует повышению экономичности внешнеторговых операций, так как с их помощью:
- повышается оперативность сбыта товаров, что способствует увеличению прибыли за счет ускорения оборота капитала;
- находясь ближе к покупателям, посредники более оперативно реагируют на изменение рыночной конъюнктуры, что позволяет реализовать товар на более выгодных для экспортера условиях;
- создается возможность повысить конкурентоспособность товаров за счет сокращения сроков поставок с промежуточных складов, предпродажного сервиса и технического обслуживания;
- находясь в более близком контакте с конечными потребителями товаров, посредники являются источниками ценной первичной информации об уровне качества и конкурентоспособности товаров.

 

Тема 4. Регулирование внешнеэкономической деятельности

Основная цель государственного регулирования внешнеэкономической деятельности — это защита интересов национального бизнеса. Для осуществления этой цели действуют государственные и негосударственные органы регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, применяются различные методы и средства регулирования.
Все методы регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на прямые и косвенные.
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО составляют таможенная политика, порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации.
Средствами проведения торговой политики являются таможенные обложения, нетарифные ограничения или количественные ограничения  импорта и экспорта, стимулирование экспорта и другие нетарифные ограничения. Таможенные обложения включают:
Таможенный тариф это систематизированный перечень пошлин, которыми правительство облагает некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее.
Таможенные пошлины - это налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей. Таможенные пошлины дифференцированы, т.е. различны для разных товаров.

 

Тема 5. Организационно–правовые и экономические условия выбора иностранного партнера

Любая внешнеторговая операция российского предприятия начинается с выбора иностранного партнера - контрагента. Контрагентами в международной торговле называются стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже или оказанию различных услуг.
Фирма - это обособившаяся в процессе общественного разделения труда хозяйственная единица современного капиталистического хозяйства, зарегистрированная в соответствующей правовой форме, являющаяся составной частью конъюнктурно - экономической работы в целом.

 

Тема 6. Структура и содержание внешнеторгового контракта купли–продажи

Каждая внешнеторговая сделка оформляется контрактом (коммерческим договором), являющимся основным документом осуществления внешнеторговой операции. В контракте определяются права и обязанности участников внешнеторговой сделки, фиксируются действия по совершенствованию торгового обмена. Предметом контракта (договора) может быть не только купля-продажа (поставка) товара, но и выполнение подрядных работ, аренда, бартер и т.д.
В зависимости от условий контракта на поставку товара фактурная цена может изменяться на сумму транспортных и страховых издержек.
Международная торговая палата еще в 30-х годах выпустила первый сборник толкования наиболее часто встречающихся ситуаций в международной торговле, называемый Международные правила толкования торговых терминов — «ИНКОТЕРМС». 
Целью ИНКОТЕРМС является разработка свода международных правил трактования наиболее часто встречающихся во внешней торговле торговых терминов. Тем самым различие в толковании подобных терминов в отдельных странах может быть сведено к нулю или в значительной степени уменьшено.

 

Тема 7. Формы и методы международной торговли. 
Международные товарные биржи, товарные аукционы, торги

Международная торговля - сфера международных товарно-денежных отношений по обмену продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.
Для оценки участия отдельной страны в международной торговле используются термины «внешняя торговля» и «внешнеторговый оборот».
Внешняя торговля — обмен той или иной страны с другими странами товарами и услугами.
Внешнеторговый оборот - сумма стоимости экспорта и импорта отдельной страны.
Научно-технический прогресс и развитие производительных сил ведут к углублению международного разделения труда, при котором между странами расширяются научно-технический и технологический обмен, значение которого зачастую превышает коммерческий эффект.
Международный инжиниринг - это оказание услуг производственного, коммерческого и научно-технического характера
Товарная биржа представляет собой организованный товарный рынок, в рамках которого в соответствии с установленными правилами совершаются сделки по купле-продаже определенных видов товаров.
Наиболее сложным, с точки зрения организации и содержания, способом заключения контракта купли–продажи является проведение деловых переговоров между контрагентами.
В процессе коммерческой деятельности у потенциальных партнеров возникает необходимость проведения контактов, встреч и бесед, целью которых, как правило, является стремление как можно больше узнать о собеседнике как о вероятном контрагенте, о возможностях продажи (покупки) товаров и услуг, о приблизительных условиях возможной сделки и т.д.